Как открывалась школа,

Нам никогда не забыть,

Были намного моложе

И симпатичнее мы…

Школа седьмая всё краше

С каждым становится днём

Спасибо тебе, наш учитель,

Будь ты прославлен трудом!...

 

(«Песня о школе», слова М.Л.Чухланцевой)

 

На первый взгляд, это обычная школа, но есть в ней что-то притягивающее. Здесь слились воедино и яркий солнечный свет, ведь за день солнышко успевает заглянуть в каждое окошко, и доброта людей, которые работают здесь, и смех ребятишек, весёлой гурьбой идущих по коридору. А как начиналась школа седьмая?                                                           

31 августа 1972 года в новой, ещё недостроенной, школе №7 состоялась торжественная линейка, посвященная началу учебного года. С тревогой и радостью встречали учителя своих учеников. Да и как было не волноваться? Ведь целых полтора месяца им предстояло обучать и воспитывать детей в невероятно трудных условиях! Почти два месяца ученики новой школы учились в зданиях школ №2,3, Школы рабочей молодёжи, учебного комбината. Занятия начинались в 18 часов, а заканчивались почти в полночь. Глубокой ночью по осенней грязи возвращались дети домой в сопровождении своих учителей.

 

Из воспоминаний Юнусовой (Сюткиной) В.М.: «Осенью 1972 года я должна была пойти учиться в 5 класс. И хотя школа №7 по документам была уже принята, здесь ещё продолжался ремонт, устанавливалась мебель, поэтому мы, школьники, вынуждены были ходить на учёбу в школу №2, занимались в третью смену. А со второй четверти стали посещать свою родную школу. Дорожек к ней не было, и мы ходили по деревянным мосткам. В классах пахло краской, но настроение было добрым : новыне кабинеты,новая мебель..."

Это было 16 октября 1972 года на торжественной линейке, когда первому директору Пастухову А.М. вручили ключи от школы. Разрезана лента, двери классов с радостью распахнуты для детей. Пастухов Алексей Михайлович   - участник Великой Отечественной войны, кавалер Ордена Славы третьей степени, отличник народного просвещения. Двадцать четыре года из сорока пяти лет педагогической деятельности являлся руководителем школ и на селе, и в городе, но самое большое место в его сердце занимала средняя школа №7, директором которой он был в течение пяти лет.   Здесь ему пришлось решать различные проблемы: завершение строительства здания школы, создание материально-технической базы, оборудование и оснащение кабинетов, озеленение территории. Но самым главным считал создание дружного работоспособного коллектива учителей, учащихся и их родителе

Организационные, учебно-воспитательные и хозяйственные проблемы рождения и становления нового коллектива помогали решать наряду с  администрацией школы партийная, комсомольская и пионерская организации. Инициаторами школьных дел были учителя-коммунисты Чухланцева М.Л., Шадрина  Т.А., Сиднева А.П., Королёва Л.З., Нуртдинова Д.Г.. Много сил в дни становления школы вложили  В.Д.Ершов, В.В.Луговой, Р.Б.Кабирова,В.С.Веревочникова, М.В.Лю, Т.А.Кирьянова, А.К.Стерхова, В.П.Колесникова, Е.М.Киселёва и многие другие работники школы. Добрым словом вспоминает коллектив педагогов-наставников Ременникову В.А., Никитину А.С., Вахитову  Н.Ф., Хуснулину  Ф.С., Михайлову А.У., Дьячкову В.А.,  Вострецову О.В., Крапчину Г.Е.. Гордостью молодых учителей было то, что они работали в одном коллективе с Заслуженным учителем УАССР Шутовой Н.И..   С первого дня открытия работал в  школе  Ершов Владимир Дмитриевич. Он был бессменным классным руководителем выпускных классов.  Из воспоминаний Ивановой Р.И.: «Это был классный, то есть прекрасный классный руководитель, и всё, что требовала эта должность, он выполнял беспрекословно. Он вёл уроки истории,   был увлечённым своим делом человеком, и это своё увлечение старался довести до учеников. По-моему  дети, особенно мальчики, видели в этом учителе отца, наставника»

Достойной сменой первого директора стал Ценёв А.С.. Десять лет он учил коллектив школы работать на совесть, преследуя главную цель: повышение качества знаний учащихся путём поиска эффективных методов ведения урока. Рука об руку трудились с ним замечательные учителя Никитина А.С., Иванова Р.И., Халимова Н.С., Бердникова В.П., Лыкасова Т.Ф., Поршина Е.Е., Сазонова Е.Г., Шабарчина В.В., Макарова А.Л., Фёдорова Л.Л., Султанова В.Г., Гаттарова А.Г., Шевкопляс Л.Л., Ахмадиева Р.Ф.,

Лукманова А.Г., военрук школы Кузнецов В.П.. Впервые в истории города и школы №7 было присвоено звание «Старший учитель» Кларе Нуриевне Манаповой, учителю русского языка и литературы, скромному, высокой интеллигентности человеку. Результатом умелого руководства учебно-воспитательным процессом стали призёры республиканских олимпиад и первые медалисты школы.

Плохов Станислав Николаевич пришёл в школу учителем физики сразу после окончания Бирского пединститута. Школа №7 дала ему достойную жизнь в страну «Педагогика». Очень быстро он стал заместителем директора по учебно-воспитательной работе, а затем и директором школы. Ныне он руководит Нефтекамским педагогическим колледжем. Его заслугой было то, что оно неуклонно следовал тем путём, который проложили его предшественники. Достойную поддержку ему оказывали настоящие мастера своего дела Чухланцева М.Л., Семенихина Л.В., Чурина Л.Е., Халвалиева Р.Р., Шарафутдинова Э.В., Лим Л.Н., Харисова З.Г., Мифтахова Р.Б., Тагирова Ф.Т., Лох Т.В., Юнусова В.М., Молдованова Н.С., Музафарова Т.С., Шамсиева И.Г., Насибуллина Ф.И., Сайдылов Ф.Т. – основатель лучшего в городе и республике кабинета физики.

В 1984 году школа начала эксперимент по обучению шестилеток в условиях детского сада №23. Первой учительницей такого класса была Крапчина Г.Е. - лучший учитель начальных классов школы. Начатый эксперимент уверенно продолжила Бердникова В.П. (на фото). Позже такие классы открылись и на базе детского сада №10, учителями которых были Карнаухова Т.Е. и Петрова Е.А..

Из воспоминаний Карнауховой Т.Е.: «Эксперимент вызывал волнение и родителей, и учителей, но была уверенность в том, что мы справимся, верили в свои силы, знания. Детский сад – это не школа, мы работали в совершенно других условия: каждому классу были предоставлены и классная комната, и комната для игр, и раздевалка, и туалеты. Кроме того, нам помогала нянечка, которая могла в перемену присмотреть за детьми, покормить их обедом, уложить спать. А какие замечательные мероприятия проводили работники детского сада! Нам, учителям, очень нравилось работать в таких условиях, и родители были очень довольны и спокойны за своих детей»

Неоценимый вклад в становление и развитие школы внесла Чухланцева Маргарита Леонидовна. Она работала в школе №7 со дня её основания, из них тридцать лет была заместителем директора по учебно-воспитательной работе в начальных классах. Это был педагог безгранично преданный школе, любимому делу. Это был мудрый человек, наставник, друг. Из воспоминаний Ивановой Р.И.: «О ней хочется сказать особо. Она знала жизнь коллектива изнутри и умела сплотить его вокруг себя. Она была человеком по-настоящему творческим, человеком неистощимой энергии, неутомимой жажды всего нового в области школьного образования. Всё новое тут же претворяла в работе своей и работе учителей начальных классов, которыми руководила как завуч. Для них Маргарита Леонидовна была строгим, требовательным, но справедливым наставником, старшим товарищем, внимательным, чутким, отзывчивым другом».

     Добрым словом вспоминает коллектив первого  библиотекаря школы Вильданову Н.А. и её последователей Рябых Р.Г., Сапожникову Л.Л..  Много труда вложили  в школу секретари   Клявлина М.А. и Жигалова Л.М..

         С 1992-1993 года школа начала функционировать как школа-гимназия, директором которой была Булашова Валентина Семёновна. Она умела создать атмосферу творческого созидания, поиска.  Настойчивость в достижении поставленной цели, решительность в делах, требовательность и внимательное отношение к каждому учителю и ученику позволяли школе-гимназии показывать высокие результаты. Из воспоминаний Булашовой В.С.: «Ярким и особенно трепетным воспоминанием из моей 45-летней педагогической деятельности является работа в 1989-1997 годах в должности директора школы-гимназии №7. Это, пожалуй, наиболее сложное   и наиболее интересное время, потому что всё было необычным: единственный в городе избранный коллективом, а не назначенный директор, преобразование общеобразовательной школы в порядке эксперимента в школу-гимназию (Решение коллегии Министерства народного образования РБ, протокол №5 от 28 мая 1992 года), разработка учебных планов, с включением новых нетрадиционных дисциплин, способствующих всестороннему гармоническому развитию личности. Это такие дисциплины, как «Развитие фантазии, творчества и воображения», «Театральное искусство», «Геометрия и труд», «Шахматы», «Ритмика», введение изучения иностранных языков (английского и немецкого) с начальных классов и другие.  Нелегко приходилось в период становления гимназии. Проблема за проблемой вставали на пути: где подбирать кадры для преподавания новых дисциплин, как разработать программы для них, какие применить учебники, в какие формы одеть гимназистов и другие. Школа в эти годы была похожа на большую творческую лабораторию, в работе которой принимали участие все сотрудники, и проблемы решались одна за другой.  И коллектив, возглавляемый опытнейшими заместителями Семенихиной Л.В.,  Шадриной Т.А., Чухланцевой М.Л., Салимгареевой Г.Ф., при поддержке родительской общественности и под руководством кафедры педагогики Бирского государственного педагогического института с честью справлялся с поставленными задачами. Нашлись и желающие обучать детей новым дисциплинам  - это поистин ебыли люди-фанаты своего дела: Хамидуллина Л.Г., Варачёв Н.К., Шунин В.П., Янсубаева Э.С., Галиева Р.Р, Насибуллина Ф.И., Файзуллин Р.Р., Баймурзина Л.А., Фролова Т.А... Работоспособный, дружный коллектив  жил и работал как единый организм, в котором друг друга понимали с полуслова и трудились, не покладая рук. С большой теплотой вспоминаю большой корпус замечательных людей и высококвалифицированных специалистов начальной школы Михайлову А.У., Молдованову Н.С., Нуримову А.Я., Шайдуллину Р.А., Загртдинову Г.Г., Юнусову В.М., Бердникову В.П., Поршину Е.Е., Макарову                                                                                                                                                                                  А.Л., Шабарчину В.В., Бармову Л.А., Новикову Е.П., Васильеву Ю.В., Занину О.П., старшего и среднего звеньев: Иванову Р.И., Нуртдинову Д.Г., Новосёлову Л.П., Халвалиеву Р.Р., Мирхазову Ф.Б., Кильметову Н.Н., Лим Л.Н., Сайдылова Ф.Т., Лугового В.В., Ибрагимову В.Х., Созыкину Л.А., Чикурова Н.Т., Насибуллину Р.К. и многих других.

Коллектив   школы-гимназии №7
Коллектив школы-гимназии №7

Именно благодаря им проводилось большое количество семинаров, конференций, круглых столов, открытых творческих мастерских как республиканского, так и  городского и школьного масштабов. В поддержании материальной базы школы и подготовке к новому учебному году большую помощь оказывали шефы НГДУ  «Южарланнефть» (Исламов Ф.Я.), трест «БНПС» (Лим И.Н.), ОАО «Интеграл» (Назмиев А.З.), СМУ-2 (Цыбин Г.Ф.), НМУ (Рылов Ф.А..).     

                       «Быстро года пролетают,       

                        Смена достойной растёт.              

                        Школа всегда молодая,          

                        В ней наше сердце живёт».

С 1999 -2000 учебного года школа функционирует как общеобразовательная. Директором школы является Усманов И.З.. С первых дней своей работы, он стремится создать в коллективе благоприятную атмосферу для работы и учёбы. В этот период большой вклад в развитие школы внесли Чухланцева М.Л., Нигматуллина Г.А., Арсланова Э.А., Валиева Р.Б., Морозова Л.А., Нуртдинова Л.А., Новикова Л.Ф., Антошкин А.Н., Шамуратов Ф.Б., Шамуратова С.Н., Якшигулова Г.А., Юсупова Г.С., Сюткина В.А., Колпакова О.В., Кустиков С.Л.. Сейчас надёжными помощниками  директора являются его заместители Загртдинова Г.Г.,  Сафиуллина А.Х., Шайбакова Р.М., Саетгалиева И.Ф., Мусина Н.Р., Шарафутдинова А.Т., Абдулова Л.Н..

Окончили  школу с золотой медалью 9 человек, с  серебряной –  42 выпускника.  Самое большое количество медалистов воспитала  учитель начальных классов Шайдуллина Р.И., за что в2003году  ей  была вручена Почётная грамота городского отдела образования. Педагогический коллектив школы уверенно идёт вперёд, продолжая начинания и традиции  тех, кто стоял у основания школы. И сейчас школа №7  пользуется уважением и популярностью среди жителей города:

и сейчас школа №7 славится своими учениками, которые являются победителями и призёрами не только городских, но и республиканских олимпиад и конкурсов. Многие выпускники школы добились больших успехов в жизни, среди них есть руководители предприятий, доктора и кандидаты наук.Бывшие ученики    приводят в родную  школу своих детей, а учителя-ветераны – внуков. Отрадно, что  многие выпускники школы выбрали профессию учителя, а Юнусова (Сюткина) В.М., Гиздуллина (Юнусова) Н.А., Олешко (Адиева) Л.Р., Гайсина Р.И. работают педагогами в родной школе

- и сейчас с полной самоотдачей трудятся в школе учителя. Многие годы, не жалея времени и сил, дают знания детям Халвалиева Р.Р., Лим Л.Н., Мурзина О.М., Созыкина Л.А.,  Юнусова В.М., Нуримова А.Я., Шайдуллина Р.И., Хамидуллина Л.Г., Карнаухова Т.Е., Гилязетдинова Т.А., Нуриахметова И.Г., Абзипарова А.А., Юнусова Г.М., Булычёва В.А., Степанова Р.М., Гайсина Р.И.,Талипов Г.Я., Антонова О.Ю., Хасанова Т.Ю., Хамидова Ф.Н., Муратова Е.А., Каримова Л.М., Фазылянова С.И., Сиразетдинова Г.Т., Зарипова Э.Г., Локтева Г.И., Садриева Н.Ф., Кустикова Т.В., Назарова И.В., Токмурзина С.М., Самойлова Е.В., Бродская И.З., Тухбатуллина Э.Р., Сагадеев Э.В., Вильданова А.Р., Зарипова Л.Р., Иванова М.В., Ганцева Т.Л., Афонина О.Н.

- и сейчас педагоги школы занимают призовые места в различных конкурсах педагогического мастерства: «Учитель года», «Самый классный классный», «ИКТ в творчестве учителя». Учитель культуры Башкортостана Хамидуллина Л.Г. стала обладателем гранта в конкурсе лучших учителей России.  

      В 2008 году школа была удостоена гранта в 1000000  рублей за победу в конкурсе лучших образовательных учреждений в рамках национального проекта «Образование». В этом несомненная заслуга и тех, кто работает в школе сейчас, и тех, кто стоял у истоков школы. К сожалению, многих из тех, кто создавал школу, нет сейчас в живых, но коллектив школы помнит  их и искренне благодарит  за  тот самоотверженный труд,  благодаря которому живёт школа.